Эта притча написана мяу. Конечно, когда она писалась, мяу еще не планировала, что потом это станет одним из сокральных текстов мяу-религии. Зато она точно отражает взгляды мяу о сострадании.
(имя Хаку в данном случае используется Мяу произвольно и не имеет никакого отношения к Хаку из манги\аниме Наруто)
(имя Хаку в данном случае используется Мяу произвольно и не имеет никакого отношения к Хаку из манги\аниме Наруто)
О сострадании и силе.
читать дальшеЭто случилось, когда ученик и волшебник отправились в город, что на другой стороне холма, у подножия которого они жили, дабы купить риса и рыбы. Ученик предлагал просто перелететь в город на крыльях его огромного ручного орла, но волшебник категорично заявил, что не пристало ему, великому, пользоваться помощью каких-то там орлов и пошел пешком.
Юноша очень устал и довольно сильно разозлился на упрямство учителя, но спорить не осмелился.
Когда они возвращались с рынка, загруженные рыбой они увидели компанию детей, которые кидали камни в сжавшегося в комочек мальчика. Дети дразнились и издевались над ним, а он безропотно сносил это все.
Компания загораживала волшебнику и юноше дорогу, и мастер решил остановиться понаблюдать, что будет дальше.
Ученику было жаль мальчика и, повернувшись к учителю, он прошептал:
- Может быть нам стоит вмешаться?
- Вмешаться? – удивился мастер, - Зачем? По-моему, они и так неплохо справляются.
- Я имел ввиду, помочь мальчику, в которого кидают камни.
- А! Ему! Он не хочет, чтобы ему помогли.
От этих слов юноша разозлился:
- Вы, верно, смеетесь надо мной учитель! Ведь он смотрит на нас умоляющими глазами и плачет! У него течет кровь и возможно одна из его рук сломана! Не знаю как вы, а я больше не намерен на это смотреть! Я ему помогу!
Но не успел он сделать и шага, как учитель перехватил его за руку:
- А ну стоять! Кто сказал, что я не собираюсь помочь? Собираюсь. И помогу. А вот ты этого пока делать еще не умеешь, поэтому не лезь. Ты сейчас только все испортишь. Смотри, как это делается.
И учитель подошел к детям, которые мгновенно попритихли, но уходить не спешили.
Мастер остановился над избитым ребенком и спросил:
- Как тебя зовут, мальчик?
- Хаку. – Ответил тот.
- Дети, - мастер повернулся к ребятам, которые все еще не разошлись. – Я выпорю любого, кто не успеет кинуть в Хаку камень, пока я считаю до пяти! Раз! – в мальчика полетели камни. – Вставай, Хаку! Два! – некоторые старательные ребята уже подбирали еще камни. Им давно не удавалось так повеселиться. – Хаку! Я велел тебе подняться! Поднимайся и дай им сдачи! Три! Я сказал, поднимайся!
- Я не могу!
- Я велел тебе!
- Пощадите меня, господин! Мне больно!
Разъярившись, учитель подскочил к нему и больно пнул:
- Боль не закончится, пока ты не поднимешься, и клянусь небом, если ты не дашь им сдачи, я изобью тебя так, что ты еще месяц не встанешь с постели!
- Но…
- Поднимайся! Поднимайся, если ты хочешь, чтобы все закончилось! Поднимайся, если ты хочешь быть сильным! Поднимайся, если тебе надоело плакать!
- Он не поднимется! – рассмеялся один из мальчишек. – Хаку слабак! Плакса! Плакса! Плакса! – принялся дразниться он и остальные дети.
- Заткнись ты! – Хаку медленно поднялся.
- Что ты сказал? – угрожающе спросил мальчишка.
- Заткнись! – Хаку подобрал камень и изо всех сил метнул в обидчика. Тот охнул и схватился за щеку:
- Ах ты…!
- Довольно! – резко оборвал его волшебник, и детей разметало порывом невидимого ветра. – Теперь убирайтесь. И я обещаю порку каждому, кто еще раз попадется мне на глаза.
Когда на улице остались только ученик, Хаку и он сам, волшебник заговорил:
- Сейчас, когда ты кинул камень, ты повел себя, как сильный человек, сильный и очень смелый. До того как я пришел, ты вел себя как слабак и был слабаком. Разница между сильным человеком и слабым не в том, что один испытывает боль, а другой нет. И сильные и слабые страдают одинаково. Но слабый оправдывается своей слабостью, в надежде на то, что другие пожалеют его, он не желает нести ответственность за себя, и поэтому пытается стать как можно незаметнее, чтобы другие не тронули его. Сильный борется, потому что хочет решать за себя сам. Ему не нужна жалость. Камень попавший в сильного человека причинит его телу столько же вреда, сколько причинил бы слабому, но урон душе будет меньше. Разница в том, что сильный борется. Борется изо всех сил, даже когда это бессмысленно, и тогда после битвы на том свете или на этом у него нет сожалений. Слезы и упреки не приносят ничего кроме боли и опустошения, они никого не делают счастливее и никому не помогают.
- Теперь ты знаешь, что значит быть слабым и что значит быть сильным. Кем ты хочешь быть, Хаку? Слабаком, жалеющим себя или свободным человеком, который сам решает за себя, даже несмотря на боль. Решай сейчас, потому что это решение человек принимает только один раз в жизни.
Хаку долго молчал, глядя в землю, но потом, приняв решение, поднял глаза и посмотрел прямо на волшебника:
- Я буду сильным человеком, клянусь небом.
***
На обратном пути ученик был молчалив и подавлен:
- Как вы думаете, учитель, Хаку, сдержит слово?
- Да. – Учитель задумчиво посмотрел на небо. – Он сдержит слово.
- И тогда дети научатся уважать его?
Волшебник невесело улыбнулся:
- Нет. Детей невозможно научить уважать кого-то или любить. Если ребенок ненавидит, то он ненавидит всем сердцем, без остатка.
Юноша ненадолго замолчал:
- Но тогда какой смысл был Хаку становиться сильнее?
- Смысл в том, что теперь он сам будет уважать и любить себя больше.
Ученик улыбнулся в ответ на это, но его улыбка тоже была невеселой:
- Вы плачете, учитель, почему?
- Не знаю. Наверное, потому что иногда это очень больно – проявлять сострадание.